Как правильно потреблять информацию

https://healthclub.com.ua/wp-content/uploads/2020/04/optimized-bbol.png

Информационная гигиена: как правильно потреблять информацию, чтобы не заболеть

Современный человек в день потреболяет несколько десятков гигабайт информации. Об этом сообщили миру ученые Калифорнийского университета. При этом сам процесс потребления занимает в среднем 12 часов. Не верите? Поставьте трекер на свой мобильный телефон и подсчитайте, сколько раз вы взяли его в руки, сколько времени провели в социальных сетях, в мессенджере, добавьте к этому времени то, которое вы проводите за просмотром роликов на Ютьюбе, фильмов и сериалов.

Из этого же исследования следует, что современный человек потребляет текстового контента более 100 тысяч слов. Вдумайтесь в эту цифру, а после этого можете гордиться собой: это то количество, которое ваш мозг пропускает через себя, обрабатывает, анализирует и после всего этого – выбирает как реагировать.

А теперь ответьте честно, весь ли контент, который вы потребляете, действительно нужный и полезный?

 

Информационный шум вреден для здоровья

Если сравнивать объем потребляемой информации современного человека и наших бабушек и дедушек, то мы потребялем в 5 раз больше. При этом довольно часто информационный шум становится таким плотным, что маркетологам и рекламистам с трудом удается “достучаться” до пользователей, чтобы донести свои идеи и прорекламировать продукт. Для этого приходится изобретать все новые способы, такие как навязчивая баннерная реклама, усиление звука видео при включении рекламных роликов, клиповая нарезка в рекламных видео и другое. То есть контента становится не просто больше, он становится агрессивнее и навязчивее. Таким образом, львиная часть контента, который мы потребляем – не является нашим выбором и, по сути, нам не нужен.

Психологи утверждают, что слишком большой поток информации, особенно такой, который агрессивно воздействует на наши рецепторы (глаза и уши), вызывает у человека стресс. А так как мы потребляем информация каждый день, то состояние стресса становится хроническим. Психологи называют это дистрессом – длительный стресс без расслабления.

Такое состояние само по себе явление довольно неприятное. Оно ведет к повышенной раздражительности, высокой утомляемости, немотивированным вспышкам гнева, рассеянности, повышенной тревожности. Если игнорировать такие проявления, которые сигнализируют нам о перегрузке нервной системы, то “кричать” о напряжении начинает все тело психосоматическими проявлениями. Психосоматика сигнализирует о том, что пришло время расслабиться и отдохнуть частыми головными болями, тяжелым засыпанием или бессонницами, тревожным прерывистым сном, учащенным сердцебиением, повышением кровяного давления. Следствием дистресса являются гормональные нарушения, а также возникновение таких болезней как сахарный диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания. Люди в дистрессе часто болеют инфекционными и простудными заболеваниями, медленнее выздоравливают и сложнее восстанавливаются. Как следствие чрезмерного потребления контента во всем мире растет количество пациентов с депрессией и тревожными расстройствами.

 

Мы все умрем от… кликбейта

На самочувствие и здоровье влияет не только количество, но и качество контента. Вы же в курсе, что в погоне за кликабельностью и рейтингами многие издания не брезгуют публиковать откровенную ложь, используют манипулятивные заголовки и выдают сенсации со скоростью 100 новостей в минуту?

Многие манипулятивные заголовки построены на базовой эмоции страхе, заставляя кликнуть, чтобы узнать, что нам угрожает и как можно защитить себя и своих близких. Такие заголовки особенно часто используют в кризисных ситуациях, например, такой, в какой находится весь мир во время пандемии коронавируса. 

Например, одно малоизвестное издание опубликовало якобы аналитическую статью на тему тестирования с заголовком: “Мы умрем не от коронавируса, а от нехватки тестов”. Открыв статью обнаруживаем, что заголовок и текст очень сильно отличаются и из написанного в статье вовсе не следует, что мы все умрем. Но нужный результат издание получило: мы заинтересовались и перешли по заголовку на статью. Такие заголовки пишутся специально для повышения кликабельности и увеличения количества переходов на статью и они называются кликбейтами.

Кликбейт – название происходит от двух английских слов click «щелчок» + bait «наживка». Этот термин уже стал уничижительным и им характеризуют веб-контент, целью которого является увеличение прибыли или рейтинга издания.

Кликбейт используют не только в заголовках статей, а также в баннерной рекламе, а также в заголовках к видео на Ютьюб.

Признаки кликбейта:

  • Часто используют обращения к пользователю на “ты”,
  • Обещание чуда: быстрого заработка, волшебного исцеления и так далее,
  • Принуждение к действию: купи, заработай, исцелись, узнай,
  • Эксплуатируются образы популярных персонажей (актеров, певцов, шоуменов),
  • Подчеркнутая сенсационность, наличие интриги, недосказанности,
  • Иносказательность или возможность для интерпретаций,
  • Манипулятивность или искажение фактов.

 

Кликбейт направлен на то, чтобы вызвать эмоцию, и чаще всего апеллирует к жадности, азарту, страху, зависти или злости, а также дает ложные надежды.

Издания также как и рекламисты пытаются пробиться к своей аудитории через повышенный информационный шум и у некоторых даже есть специальные люди, которые придумывают такие заголовки.

Кроме того, что вы “заглатываете” наживку в виде кликбейта, ваш мозг успевает проанализировать этот контент как тревожный и дать сигнал о необходимости выброса адреналина. То есть по сути выходит, что довольно пустяшная новость или статья за счет кликбейта вызывает дополнительную стрессолвую реакцию вашего организма. А сколько таких заголовков вы видите и сколько таких стрессов переживаете за день?

 

Социальные сети – пожиратели времени

Одним из эффективных инструментов для распространения вирусного контента являются социальные сети. Именно они дают возможность распространить фейк или неправдивую информацию со скоростью звука. Информация, которая попала, например, в Фейсбук, будет иметь намного большее влияние на человека, чем, если ее опубликовало одно издание. Здесь срабатывает эффект “увеличительного стекла”. Люди подсознательно больше придают значения информации, о которой одновременно говорит большое количество людей.

Таким образом, один пользователь, который не проверил информации и запостил у себя фейк, способен оказать влияние на большее количество людей и повысить интерес к статье или видео, в том числе, если она вызвала сомнения в достоверности у других пользователей.

Не говоря уже о том, что другая присущая нам психологическая особенность заставляет без конца скролить ленту и потреблять абсолютно ненужную, а часто и неинтересную нам информацию часами напролет. Это происходит опять-таки по причине, что люди – существа социальные, их интересует жизнь других людей. А социальные сети позволяют как бы заглядывать “за кулисы”, наблюдать за жизнью других. Поэтому бывает так трудно оторваться от этого “сериала”.

 

Информационная гигиена как часть ЗОЖ

Учитывая негативное влияние потребляемой информации на наше самочувствие и здоровье, есть смысл посадить себя на информационную “диету”.

Во-первых, стоит ограничить количество потребляемой информации. Это можно сделать различными способами. Например, сегодня уже доступны удобные трекеры, которые позволяют отслеживать время проведенное в социальных сетях. А также можно настроить свой смартфон и ограничить время пребывания в социальных сетях: телефон блокирует вход на определенный отрезок времени. Вы удивитесь как много свободного времени у вас появится на себя и близких, а также на спорт, прогулки, самообразование и заботу о себе.

Иногда нам кажется, что мы потребляем только то, что нужно по работе или для развития. И это вполне может оказаться правдой. Но не стоит забывать, что информации в сети намного больше, чем мы способны “переварить”, и каждый день появляется все новый. Психологи рекомендуют провести ревизию своих истинных потребностей, определить свои зоны роста и составить список тех компетенций, которые вам нужно развивать прямо сейчас, и те, которые вам хотелось бы развивать, но острой необходимости в этом прямо сейчас нет – оставить на потом. Также стоит составить план, что именно вы будете делать для своего развития и сколько времени в день будете на это тратить. Вы быстро увидите, что в состоянии читать не больше двух-трех статей или просматривать один вебинар в день. Осталось только выбрать лучшее из предложенных, а остальное можно смело удалить из закладок.

Также стоит отказаться от бессмысленного скроллинга ленты Фейсбука перед сном. Лучше почитайте хорошую книгу или поговорите о том, как прошёл день с близкими. Дело в том, что голубой свет от экранов ноутбуков и мобильных телефонов сбивает с толку наши биоритмы и мешает выработке необходимому для спокойного сна гормону мелатонину. Отказ от работы за компьютером или зависание в смартфоне перед сном особенно показано людям, страдающим от бессонницы.

 

Как “фильтровать” контент

Второе, чему нам стоит научиться – это распознавать “вредный” контент. Здесь поможет развитие критического мышления и некоторые несложные знания.

Например, мы уже знаем, что такое кликбейт. Также стоит научиться распознавать фейки. Вот несколько инструментов, как это можно сделать:

  1. Распознать фейковую фотографию можно с помощью кнопки “Найти это изображение в Google”, если вы используете Google как браузер, или с помощью сервиса Tineye. Прогнав фото через эти сервисы вы поймете, является ли оно оригинальным и даже сможете найти оригинал.
  2. Видео можно прогнать через Youtube DataViewer или InVID (последний особенно эффективен, если видео было загружено в одну из социальных сетей). Эти сервисы помогут определить оригинальность видео и покажут первоисточник.
  3. Также можно всмотреться в детали на фото и найти несоответствия, что также должно натолкнуть на мысль, что изображение фейковое. Например, достоверность фото можно проверить по наличию дорожных знаков, а их в свою очередь можно проверить с помощью Google street view.
  4. Определить фейковую новость можно по нескольким признакам:
  • Кликбейт в заголовке,
  • Указан неизвестный или несуществующий первоисточник,
  • В качестве источника указано зарубежное СМИ, а при переходе на издание не удается найти оригинал новости,
  • Анонимным источникам тоже не следует доверять,
  • Само издание, которое опубликовало новость не является таким, которому можно доверять (малоизвестное, не зарегистрированное или недавно зарегистрировано),
  • Ссылаются на несуществующего человека (это легко погуглить).

Например, малоизвестное издание опубликовало новость “Найдено лекарство от коронавируса”. Включаем критическое мышление: если бы это было правдой, то, учитывая, что коронавирус – тема номер 1 во всем мире, об этом бы написали все ведущие издания не только Украины, но и мира. В заголовке явная сенсация, а другие издания молчат. То есть есть подозрение на кликбейт. Заходим на новость и видим источник: сайт фармацевтической компании. То есть информация, скорее всего, ложь,  единственная цель новости – получение прибыли, воспользовались повышенным интересом к теме и страхом читателей перед неизлечимой болезнью. Вдруг кто-то поведется? Правильное действие: не репостим.

Если вы теряетесь в том, как определить какому изданию стоит доверять, то просто проверьте его на два следующих критерия: 

  • уважающее себя издание никогда не будет использовать кликбейт, 
  • в статьях всегда будет представлен баланс мнений – это стандарты качественной журналистики.

 

Соблюдать информационную гигиену особенно важно в критических ситуациях, так как в погоне за рейтингами и кликами издания могут запросто спровоцировать очередную волну паники и привести к плохому самочувствию. Заботьтесь о своем здоровье, проверяйте информацию и потребляйте только качественный контент из проверенных источников.